Для чего нужноплавание?

В настоящее время переднашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающегопоколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровомдосуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистамиразличных сфер деятельности, средствами массовой информации.

Не оспариваякомплексность и вариативность решения данной проблематики, по нашему мнениювсе-таки приоритеты должны быть за средствами физической культуры и спорта. Ипоэтому, не смотря на изученность, вопросы, связанные с начальным обучениемдвигательным умениям и навыкам, по-прежнему актуальны.

Среди других массовыхвидов спорта на наш взгляд, пожалуй только плавание сочетает возможностьгармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительнуюнаправленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательностьводной среды.

Специфическиеособенности воздействия плавания на организм человека

Плавание являетсяуникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видамспорта, как в нашей стране, так и за рубежом.

Специфическиеособенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. Приэтом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны нанего воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.

Эти особенности так жеобусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.

К тому же при занятияхплаванием тело человека находится в горизонтальном положении.

Воздействие воды наорганизм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5- 2 м2. Омывая тело пловца вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожаподвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.

Плотность воды примернов 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничениескорости и большие энергозатраты.

При плавании основнаямышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а напреодоление силы лобового сопротивления.

Расход энергии приплавании на различные дистанции зависит от их длины и мощности работы. Надистанциях 100 — 1500 м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал

Давление водыпрепятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать еесопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуетсяуменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутногообъема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкостьлегких.

Кроме плотности идавления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказываетее теплоемкость.

Теплоемкость воды в 4раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когдачеловек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем навоздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранениятеплового баланса в организме.

Вследствие этогосовершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурногогомеостаза.

И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужносказать о двигательной деятельности пловца.

Она определяетсягоризонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкойспецифических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгойпоследовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работупреимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и ног при плаваниибрассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц.

При плавании основныемышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанциидолжны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.

Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшаетрасслабление мышц и функции суставов.

Так же необходимо остановитьсяна изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличиваетсяколичество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Этонаблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа послезанятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровеньформенных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время.

Подводя итог, следуетсказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательнойдеятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениямпрактически во всех органах и системах человека.

Оздоровительный эффектплавания

Плавание является однимиз эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости.

Так известныйамериканский специалист в области оздоровительных технологий Кеннет Купер, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробнойнагрузки, которое также вовлекает в работу все основные мышцы.

Также доказательствомоздоровительного эффекта плавания, по нашему мнению, служат примеры, когдазаниматься плаванием приходят дети с недостатком в физическом развитии, ослабленные после перенесенных заболеваний и становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер – чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла назанятия плаванием после перенесенного полиомиелита. А будущую чемпионку Европыи СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ееплохой осанкой.

Заслуженный мастерспорта В. Куслухин, рекордсменка мира М. Соколова в прошлом туберкулезныебольные.

В 1971 годуМеждународная федерация любителей плавания (ФИНА) признала плавание важнымдополнительным источником здоровья для детей грудного возраста и рекомендоваламедицинским комитетам всех национальных федераций плавания включаться в работупо массовому развитию плавания среди детей грудного возраста, организуя в своихстранах широкую популяризацию методики применения этого действенногооздоровительного средства.

Влияние занятийплаванием на сердечно-сосудистую, дыхательную систему и опорно-двигательныйаппарат

Плавание благоприятновлияет на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела, а такжециклические движение, связанные с работой мышц, давление воды на подкожноерусло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела – все этоспособствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работы. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышаетсяэластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.

У систематическизанимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менееударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.

Таким образом, врезультате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходятположительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечнойстенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстромутранспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам телаи внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.

Механизм положительноговоздействия плавания на органы дыхания заключается в активной тренировкедыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочнойвентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. Приплавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, и в результатеисключаются застойные явления в них.

Кроме того, плавание сзадержкой дыхания, ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость кгипоксии.

Все выше сказанноепозволяет сделать вывод, что плавание является эффективным средством укрепленияи развития дыхательной системы.

При плавании человекнаходится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружаетопорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела — это создает условиядля нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности исодействует их развитию. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцовзначительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Выполнениеплавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.

Также необходимоотметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасностьтравмирования опорно-двигательного аппарата.

По своим динамическимхарактеристикам плавание является одним из доступных средств физическойкультуры занимающихся различного возраста и подготовленности.

Влияние занятийплаванием на нервную и иммунную систему

Регулярные занятияплаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельностьчеловека.

Действие температурыводы уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервнойсистеме, улучшает кровоснабжение мозга.

Вода, мягко обтекаятело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятновоздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память.

Следует отметить, чтоприятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются насостоянии психики, способствуют формированию положительного эмоциональногофона, так необходимого в повседневной жизни.

Рассмотрев оздоровительноевоздействие занятий, плавание на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервнуюсистемы, опорно-двигательный аппарат, безусловно, необходимо отметить, чтокроме этого плавание является эффективным средством закаливания, повышенияустойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К томуже, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммуннойсистемы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.

Итак, в результатезанятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительноевоздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практическивсем возрастным категориям.

Прикладное значениеплавания

«Он не умеет ни читать, ни плавать» — так в Древней Греции говорили о человеке недостойном называтьсягражданином. В то время умение читать и плавать рассматривалось как символразностороннего развития человека.

В наше время умениеплавать жизненно важный прикладной навык.

Большое количествонесчастных случаев на воде происходит из-за того, что люди не умеют плавать. Поданным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек.

В России ежегоднопогибает на воде около 25 тысяч человек. Это гораздо больше, чем в иныхлокальных войнах, где применяется современное вооружение.

И такой показатель, какколичество утонувших на 100 тысяч населения в нашей стране заметно выше, чем воФранции, Германии, Италии, Скандинавских странах, США, Японии, Великобритании. Печальная статистика.

Более половины гибнущихна воде – люди, не умеющие плавать и нарушающие правила поведения на воде. Каждый не умеющий плавать, оказавшись на берегу водоема или в воде, подвергаетопасности свою жизнь. Поэтому приоритетной прикладной функцией плаванияявляется сохранение жизни людей.

В этой ситуации, понашему мнению, приоритетное значение приобретает овладение умениями и навыкамиприкладного плавания именно в условиях плавательного бассейна. Эти условияхарактеризуются прозрачностью воды, информацией о глубине, относительнонебольшими размерами площади поверхности воды, а также присутствием специалистапо плаванию. Все это способствует эффективному овладению следующими умениями инавыками прикладного плавания: погружение и передвижения под водой, ныряние наглубину, поиск предмета на дне без специального снаряжения, передвижение поводе прикладными стилями плавания, транспортировка тонущих и оказание имдоврачебной помощи.

Умение плаватьнеобходимо в профессиональной деятельности, связанной с водной средой:работникам флота, рыбакам, строителям и обслуживающему персоналугидротехнических сооружений, работникам различных водных инспекций.

К тому же плаваниеявляется частью профессионально — прикладной подготовки в Вооруженных силах, МВД, ФСБ, МЧС.