Роль оздоровительных сил природы и гигиенических факторов

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания дополняют физические упражнения таким важным для физического воспитания воздействиями, которыми сами физические упражнения не обладают.

Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни в неблагоприятных условиях, с которыми человек может встретиться в быту, в трудовой и оборонной деятельности.

Гигиенические факторы дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений.

Научно основанными режимами питания, например, можно в существенной мере воздействовать на физическое развитие, на формы и функции организма (регулировать вес тела, улучшать здоровье).

Гигиенически обоснованные режимы жизни содействуют укреплению и сохранению здоровья и поддержанию физической и умственной работоспособности.

В процессе физического воспитания естественные силы природы и гигиенические факторы в сочетании с физическими упражнениями повышают эффективность последних.

Только соблюдая гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями, можно рассчитывать на их положительное воздействие. Большое значение имеет соблюдение гигиенических требований к одежде и личной гигиены занимающихся, гигиенических условий использования средств материально-технического обеспечения занятий (оборудования, инвентаря, содержания мест занятий).

Оздоровительные силы природы как средство формирования осанки

Использование естественных сил природы в процессе физического воспитания осанки осуществляется по двум направлениям:

1) сопутствующие факторы;

2) относительно самостоятельные средства.

Сопутствующие факторы создают при грамотном учете их действия наиболее благоприятные условия для занятий физическими упражнениями. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека.

Относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в виде специальных процедур, солнечных, воздушных и водных ванн.

При оптимальном воздействии эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха, повышает эффект восстановления и создают положительные эмоции.

Одним из главных требований при использовании естественных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

При определении оптимальной дозы необходимо учитывать особенности занимающихся и характер педагогических задач.

Для формирования осанки и её исправления необходимо ежедневное выполнение утренней гимнастики и физкультминуток, а также водных, солнечных и воздушных процедур. Обязательным является систематическое ежедневное пребывание на свежем воздухе продолжительностью 2-3 часа после возвращения из школы для учащихся первой смены и перед школой для учащихся второй смены. Во время пребывания на свежем воздухе большое влияние на здоровье и осанку оказывают прогулки, игры, спортивные развлечения и занятия спортом.

Закаливание — одно из средств физического воспитания ребенка. Это система мероприятий, под влиянием которых без вреда можно переносить резкие колебания температуры воздуха и воды. Организм непрерывно должен уравновешиваться со всеми меняющимися условиями среды: температурой, влажностью, скоростью и других, а это должно осуществляться с помощью условных рефлексов.

При правильном и систематическом применении воздуха, воды и солнца в организме человека происходят следующие изменения.

1. Улучшается состояние и функции коры больших полушарий. Более стойкими становятся моральные и волевые качества. Уравновешиваются возбудительно — тормозные процессы. Школьник становиться более уравновешенным, спокойным, внимательным и работоспособным.

2. Повышается трофическая функция нервной системы. Улучшается обмен веществ. Углубляется дыхание. Объем дыхательного воздуха возрастает на 25-30%, что сказывается на окислительных процессах. Улучшается кровообращение.

3. Улучшается состав крови. Увеличивается количество эритроцитов, обновляется их состав за счет образования молодых клеток и отмирания старых, повышается процент гемоглобина.

4. Вырабатывается «неспецифический иммунитет», то есть невосприимчивость организма к простудным, инфекционным заболеваниям и болезням обмена веществ.

5. Вырабатывается витамин «Д» — кальциферол. Под влиянием кальциферола повышается минеральный обмен в организме, что ведет к более быстрой реакции нервной системы, к повышению тонуса мышечной системы.

Все это содействует полноценному развитию организма школьника и создает благоприятные условия для формирования нормальной осанки.

Воздух, вода и солнце как средства закаливания оказывают влияние на весь организм ребенка через кожу.

К общим правилам закаливания относятся: систематичность, постепенность в повышении нагрузки, комплексное применение средств, индивидуальный подход при осуществлении закаливания.

Закаливание должно являться неотъемлемым элементом режима дня. Систематичность закаливания обязательна, иначе не будет положительного эффекта. Для выработки нового условного рефлекса, то есть временной связи организма со средой, на базе врожденного, постоянного, или безусловного, рефлекса необходимо систематическое повторение определенных воздействий в конкретных условиях. Рефлекс вырабатывается путем многократных повторений. А чтобы он не угас и не исчез, его необходимо подкреплять. Это означает, что при систематическом закаливании организм ребенка приспособляется к изменяющимся условиям внешней среды и становится устойчивым по отношению к резким колебаниям окружающих его температурных условий.

Постепенность при применении средств закаливания должна соблюдаться в интересах сохранения здоровья, особенно важно учитывать реакцию нервной системы. Возникает разбитость, апатия, потеря аппетита, ухудшение сна, понижение внимания и успеваемости в школе. Поэтому закаливающее воздействие на организм учащегося следует усиливать постепенно, осторожно увеличивая длительность воздушных ванн, понижение температуры воды при закаливании, понемногу удлиняя время воздействия солнцем.

Комплексное применение средств закаливания. Применение в целях закаливания одного из указанных средств повышает сопротивляемость организма только к одному раздражителю, например к воздуху. Поэтому приучение организма к неблагоприятному воздействию воздуха, его температуры, влажности, скорости движения и охлаждающей способности не закаляет ребенка против влияния другого естественного фактора, например солнца. Учитывая отмеченное, следует применять закаливание воздухом, водой и солнцем в комплексе. Этот комплекс воздействия становится ещё эффективнее, когда закаливание производят в процессе выполнения физических упражнений или в сочетании с ними.

Так, утреннюю гигиеническую гимнастику следует выполнять в условиях открытого воздуха или при максимальном его доступе в закрытое помещение. А после выполнения гимнастики надо применить одну из водных процедур: обтирание, обливание, душ или купание.

При осуществлении закаливания следует обязательно учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья школьника. Закаливание должно назначаться, дозироваться и строго контролироваться врачами, иначе оно может нанести ущерб здоровью. Закаливание ребенка воздухом во всех случаях требует индивидуального подхода, большой постепенности в увеличении воздействия. Рекомендуется учитывать и очень ценное влияние сна детей на воздухе.

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие, нежели воздухом. По своему температурному воздействию на организм водные процедуры делятся на горячие — температура воды выше 40 градусов, теплые 32 — 40 градусов, тепловатые 24 — 32 градуса, прохладные 16 — 24 градуса и холодные — ниже 16 градусов. Различные водные процедуры оказывают на человека и различное влияние. Так, короткое воздействие воды действует тонизирующее, повышает самочувствие, настроение и работоспособность. Длительное воздействие водой, как холодной, так и горячей, действует на человека угнетающе, расслабляющее. При закаливании водой рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Всякую водную процедуру надо начинать с более теплой воды и затем постепенно снижать ее температуру. При обтирании через каждые 3-5 дней снижать температуру воды на 1 градус. Когда температура воды доведена до комнатной, переходят к обливаниям. При этом вновь начинают с температуры не ниже 24 градусов, примерно через месяц довести ее до комнатной. Далее переходят к душам, затем к купанию и плаваниям.

2. Лучшее время года для начала систематического закаливания водой лето.

3. Водные процедуры особенно целесообразно проводить после утренней гигиенической гимнастики. Они возбуждающе действуют на нервную систему и ускоряют процесс вхождения ребенка в работу.

4. Холодную водную процедуру нельзя применять сразу после интенсивной мышечной работы. В этом случае кровь, оттекающая от кожи в глубь организма, затрудняет работу сердца, и без того работающего с большим напряжением.

5. После каждого воздействия солнцем процесс закаливания следует завершать водной процедурой. Вода смывает с поверхности кожи все ее выделения, содействует снижению несколько повысившейся температуры тела под влиянием солнечной радиации и помогает регуляции наполнения кровью внутренних органов. В итоге при этом вода оказывает тонизирующее действие на организм.

6. После каждой водной процедуры следует тщательно вытирать тело во избежание переохлаждения или больших тепловых потерь, так как вода, испаряясь с поверхности кожи, отнимает от тела значительное количество тепла. Вытирать кожу следует медленными движениями по направлению к сердцу до появления легкого покраснения и ощущения прилива тепла.

Солнечные ванны должны строго дозироваться и обязательно проводиться с учетом индивидуальных особенностей школьника, состояния его здоровья и обязательно в хорошо организованных условиях: наличие навеса, кипяченой воды, подстилок, аптечки. Солнечная радиация оказывает многогранное влияние на организм человека. Наибольшее биологическое действие связано с ультрафиолетовыми лучами, коротковолновыми лучами, которые обладают бактерицидным, антирахитическим, эритемным и загарным действием.

Бактерицидное действие солнца — это способность его убивать микроорганизмы или ослаблять их жизнеспособность.

Антирахитическое действие заключается в том, что под влиянием ультрафиолетовых лучей эргостерин — провитамин (основа витамина «Д») превращается в активно действующий витамин «Д». Тем самым улучшается минеральный обмен веществ в организме, то есть обмен солей кальция, фосфора и других. Повышается функция нервной системы, при этом уравновешиваются возбудительно — тормозные процессы в коре больших полушарий, повышаются обменные процессы. Основываясь на этом, имевшие место дефекты осанки сравнительно легко можно исправить. Следует помнить, что воспитание в значительной мере зависит от ряда биологических явлений, вот почему недостаточно пользоваться только специальной гимнастикой для воспитания или улучшения осанки, не применяя закаливания.

Эритемное действие ультрафиолетовых лучей солнца сказывается на покраснении кожи. Эритема образуется только на участке кожи, который подвергся облучению солнцем. Наступает спустя 25-40 минут и держится длительное время. Далее покраснения кожи переходят в загар. Пигментация кожи (загар) предохраняет глубоко лежащие ткани организма от избыточного, то есть вредного, влияния солнца. При этом важно знать, что при закаливании солнцем не следует добиваться получения хорошего загара у детей. Бывают дети с очень нежной белой кожей, с голубыми глазами и светлыми волосами, то есть в их коже мало пигмента. Держать их длительное время на солнце неправильно и даже очень вредно для здоровья.

Противопоказания к воздействию прямых солнечных лучей на организм школьника являются:

1. Повышенная нервная возбудимость.

2. Истощение после перенесенной болезни (реконвалесценция).

3. Повторяющиеся кровотечения (из носа, горла и т. п.).

4. Болезненная реакция на обычное воздействие солнца (идиосинкразия).

5. Постоянные головные боли.

6. Органические заболевания нервной системы, в частности эпилепсия.

7. Гемофилия (плохая свертываемость крови).

8. Болезни сердца — декомпенсированные пороки, заболевания миокарда и другие.

9. Прогрессивные и активные формы туберкулеза легких при состоянии субкомпенсации с наклонностью к кровохарканью и другие.

Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что закаливание воздухом, водой и солнцем, будучи сильным средством физического воспитания, может быть очень ценным фактором оздоровления и формирования осанки только при правильной дозировке, а также эффективным, если оно сочетается с проведением физических упражнений.