Отечественная школа физического воспитания имеет богатый опыт. В то же время не меньшими, а иногда и большими знаниями и методами их реализации обладают зарубежные системы. Поэтому естественный процесс взаимодополнения их расширяет возможности в достижении оздоровительного эффекта, рационализации всей оздоровительной системы.
Однако при этом важно не прямое заимствование зарубежных национальных систем физических упражнений, а их адаптация к отечественному менталитету и исторически сложившейся отечественной системе физического воспитания. Это в наибольшей мере относится к так называемым восточным системам.
Восточные системы физических упражнений впитали в себя многовековые традиции и богатый опыт многих поколений, позволяющий познавать и использовать скрытые резервы человека, развивать его психофизические качества в гармонии с окружающей средой.
Отличительными особенностями восточных оздоровительных систем являются:
— философские основы;
— ритуальность и образность оформления занятий;
— попытка глубокого осмысления телодвижений и увязывание их с внутренним отражением — процессами, происходящими в организме во время выполнения упражнений, оценкой соответствующих ощущений;
— строгая регламентация действий, поз и их соединений, соответствующая канонам той или иной системы;
— использование приемов психической саморегуляции (концентрация внимания на «точке», мысленное проговаривание действия, образность в адресации конкретному органу или функциональной системе, волевое перераспределение напряжений и расслаблений и др.);
— наличие свода правил-требований, которые определяют манеру и стиль поведения ученика, его общения с учителем;
— в целом формирование определенного и своеобразного образа жизни.
Различные системы имеют, между тем, специфические особенности. Некоторые из них целесообразно рассмотреть.
Йога является одной из шести ортодоксальных систем индийской философии, исповедование и следование канонам которой должно привести к соединению души человека с абсолютной душой, объединению личности с Космосом. В этом — цель жизни йогов. А на пути к ее достижению является формирование «искусства трех умений»: 1 — мышечного расслабления, 2 — рационального дыхания, 3 — концентрации внимания.
Основными методами, формирующими такие умения, являются:
противоположность способов воздействия на организм;
сочетание в упражнении физических напряжений и расслаблений;
сочетание активно-пассивных мышечных действий (движений и статических напряжений) с дыхательными;
построение занятий йогой по принципу «напряжение-расслабление «;
— многообразие соответствующих статических поз;
— полное дыхание (глубокое дыхание по схеме «вдох-выдох» — «выдох-вдох» — «выдох-пауза-вдох»), выполняемое с конкретной количественной дозировкой в целом и по частям.
Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка санскрита означает «союз. соединение, связь, единение, гармония».
Здесь этот термин рассматривается как единение физического и психического состояния человека, как гармония полного физического здоровья и духовной красоты человека.
Йога — это прежде всего совокупность методов, способствующих созданию единой, цельной личности.
Итак, йогу следует рассматривать как гармонию трех начал человека: физического, умственно-эмоционального (психического) и духовного.
Йога ставит своей целью достижение такой гармонии. Хотя цель одна, но достигается она различными аспектами йоги: Крия-йога, Хатха-йога, Раджа-йога, Карма-йога, Джнани-йбга, Бхакти-йбга, Лая-йога, Мантра-йога и так далее.
Хатха-йога дает возможность человеку стать лолновластным хозяином своего тела.
Все аспекты йоги в какой-то степени взаимно дополняют друг друга и в то же время деление йоги на подобные аспекты в методическом плане позволяет заниматься йогой всем людям, независимо от пола, возраста, национальности, религиозной принадлежности, профессии. Это дает возможность учитывать индивидуальную особенность каждого ученика, его духовную склонность и стремления.
В Индии существует много различных школ, то есть направлений в преподавании йоги, которые имеют некоторые незначительные методические различия.